Жилищный кодекс Российской Федерации, реализуя конституционные положения о том, что Российская Федерация является социальным государством, гарантирует гражданам право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Право получения субсидий имеют собственники или наниматели жилых помещений (по договору социального найма или найма жилого помещения с частным собственником), члены жилищных кооперативов. Иные пользователи жилых помещений правом на получение субсидии не обладают - например, если гражданин как член семьи (а не по договору найма) проживает в квартире, которая принадлежит его родственнику, то получать субсидию он не вправе, даже если он фактически участвует в оплате жилищно-коммунальных услуг.

Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761.

Согласно п. 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов:

- подтверждение правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением;

- сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;

- подтверждение права заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;

- подтверждение доходов заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.

Сведения о доходах обязательно учитываются органами социальной защиты, поскольку размер субсидии зависит от того, какую долю от совокупного дохода семьи заявителя занимают расходы на оплату коммунальных и жилищных услуг.

При этом в силу пункта 14 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов, и на органы социальной защиты не возложена обязанность перепроверять сведения о доходах. Поэтому, если получатель субсидии свои реальные доходы утаил, именно он несет за это полную ответственность, в том числе и уголовную, так как он совершает хищение бюджетных денежных средств посредством введения в заблуждение органы социальной защиты.

Представление заявителем неполных или заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Подробно категории лиц, имеющих право на получение субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, порядок предоставления субсидии, порядок определения размера субсидии, устанавливаются Законом Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг». Кроме того, по вопросам получения субсидии граждане могут обратиться в управление социальной защиты населения по месту жительства.

В случае если орган социальной защиты необоснованно отказывает в начислении субсидий (например, требует сведения о доходах лица, не являющегося членом семьи), гражданин вправе оспаривать действия органа социальной защиты путем обращения в суд, либо в контролирующие органы, в том числе прокуратуру.

 

Вернуться назад